Смазочное масло требуется практически для каждого сложного агрегата: двигателя, коробки передач (или вариатора), раздаточной коробки, дифференциала заднего моста, редуктора или гидроусилителя рулевого управления. Автоматическая коробка передач тоже нуждается в рабочей жидкости. И хотя эта жидкость чуть сложнее по составу и свойствам, чем обычное трансмиссионное масло. Но справедливо утверждать, что и АКПП заправляется «маслом» (как бы оно ни называлось).

Во всех агрегатах смазка выполняет несколько функций:

  • снижает контактное трение;
  • охлаждает трущиеся детали;
  • удаляет продукты износа из зоны трения (тем самым, замедляя износ контактирующих поверхностей);
  • очищает поверхность деталей (особенно актуально для удаления нагара с деталей двигателя);
  • участвует в работе гидроагрегатов (к примеру, в АКПП масло – это едва ли не основное рабочее тело, без которого агрегат просто не сможет функционировать).

Чтобы успешно выполнять перечисленные функции, масло должно иметь определённые свойства, которые зависят от химического состава. Именно поэтому, для каждого агрегата – в соответствии с условиями его работы – требуется свой тип масла. Совершенно очевидно, что нельзя трансмиссионное масло для редуктора заднего моста использовать, например, в двигателе – или в АКПП.

Другой момент: полезные свойства масла постепенно теряются – под действием внешних условий в процессе работы. Так, в двигателе молекулы масла вступают в окислительные реакции с агрессивными картерными газами, жидким топливом, разрушаются под действием высокой температуры. В агрегатах трансмиссии разрушение молекул масла происходит под действием высокого давления между зубьями шестерён. Всё это приводит к необходимости периодической замены масла – иначе поддерживать нормальное функционирование агрегатов автомобиля будет невозможно!

Для каждого смазываемого узла автомобиля производителем установлены собственные требования к периодам замены масла. Для автомобилей они следующие:

  • ДВИГАТЕЛЬ. Для дизельных и бензиновых двигателей замена моторного масла требуется через 20 — 30 тыс. км пробега. При этом первая замена масла для нового автомобиля требуется через 15 тыс. км (для бензинового двигателя), для дизеля – через 10 тыс. км. с мощными турбированными двигателями, интервал замены моторного масла сокращён до 10 000 км пробега.
  • ТРАНСМИССИЯ. В механических коробках передач (и вариаторах), раздаточных коробках и редукторах мостов масло рассчитано на всю продолжительность эксплуатации агрегата – и не требует замены как минимум до пробега в 120 тыс. км. Однако при разборке/ремонте агрегатов, или при использовании автомобиля в сложных условиях и с повышенной нагрузкой масло должно меняться чаще (при пробеге в 50-60 тыс. км).
  • АКПП. Ресурс рабочей жидкости для АКПП также соизмерим со сроком «жизни» всего агрегата. Поэтому в процессе обычной эксплуатации жидкость не требует замены. Однако периодически следует проверять (и доводить до нормы) её уровень. Полная замена жидкости может потребоваться лишь при ремонте (разборке с последующей сборкой) АКПП.
  • ГУР. Масло в гидроусилителе руля (как и в редукторе – для автомобилей без усилителя) также рассчитано на весь период работы агрегата. И не требует замены в процессе обычной эксплуатации – исключая случаи ремонта ГУРа или явного подозрения на ухудшения качества масла.

* Следует отметить, что замена масла для двигателя, вариатора, жидкости для АКПП всегда должны сопровождаться заменой фильтров тонкой очистки!

Порядок выполнения работ при замене масла существенно отличается для каждого агрегата. И в целом, требует чётких профессиональных навыков, специального оборудования и фирменных расходных материалов. Поэтому рекомендуется доверять работы по замене масла в любом агрегате авторизированному сервису.